Здравия всем. Хочу поделиться с вами способом решения одной, очень серьёзной проблемы, связанной с системой охлаждения двигателя. Возникшая проблема и её решение реальны. Возможно, кому-то пригодится.
Большая неприятность случилась два года назад, летом, на улице около +25. Возвращаемся с женой из поездки по делам из Новосибирска, Димитровский мост, все три полосы забиты, тянемся. У меня привычка — я периодически смотрю на показания приборов панели. Вижу, температура антифриза 95 и вроде вентилятор не включился, по крайней мере я в основном это слышу, и сам вентилятор, и меняющийся звук работы двигателя. Продолжает расти, опускаю окна и включаю печку на полную, периодически включаю аварийку и правый поворот. Когда меня пустили к обочине, температура была 120 и горел аварийный сигнал.
Открываю капот, смотрю, проверяю разъёмы, крутанул вентилятор — вроде всё нормально, а что ещё сделаешь? Включаю зажигание, без циркуляции температура подскочила до 130. Такого никогда у меня не было и я не знаю что делать — нужно завести двигатель, но не знаю, что может быть при такой температуре. Завожу, вентилятор не работает, глушу двигатель.
В общем, возился больше часа, хорошо ещё книгу по авто в своё время купил. Предохранитель целый. Вентилятор не проверить, нет проводов. Долго возился с реле включения вентилятора — мультиметра с собой, разумеется нет, проверить нечем, да ещё выяснилось, что расположение реле в блоке реле не соответствует не книге, не схеме (тут я уже матерился) на крышке, закрывающей блок реле. Рассуждал так — если реле по какой-то причине сгорело, поставлю другое и оно тоже сгорит, запасных то нет, что делать. Нашел такое же, стоит на стеклоподъёмник, если что, не опасно. Ставлю его вместо «проблемного» — вентилятор не работает, ставлю «проблемное» — стеклоподъёмник работает — опа! Где книга, последнее, что можно сделать в этих условиях, отключаю разъём от датчика температуры, должен включиться аварийный режим и вентилятор заработать постоянно. Нет, тишина.
Короче, с включённой печкой, с остановками, кое-как выбрался из пробки и доехал домой. Два дня искал причину. Не нашёл, всё исправно. Упёрся в последнее — контроллер, выходило, что с него не уходила команда на включение. Позвонил двум дилерам, определились с возможным типом контроллера, в наличии нет, только по заказу с предварительной оплатой половины стоимости. По тем деньгам минимум 15 — 17 тысяч, плюс диагностика, плюс работа — получается грустно. Поискал в наших магазинах, в интернете, даже нашёл несколько интернет-магазинов в самом Тольяти — цены такие же. Поехал на местный крупный рынок запчастей, там на пару тысяч дешевле. Не купил. Дело в том, что полной уверенности в неисправности выходного канала контроллера не было. Пытался прозвонить проводку, не получилось, не смог разобраться в схеме (хотя разбираюсь и в электрике и в радиотехнике), да ещё и на одни руки. Но ездить-то надо.
Решил устранить проблему сам. Разорвать цепь управления вентилятором, собрать простую схему контроля температуры и подключить к ней вентилятор. Ничего сложного, пока не доходит до практической реализации идеи. Теперь, собственно, главное.
Идея первая. Взять готовую плату электронного терморегулятора (такая у меня была + датчик), найти подходящий корпус плюс силовое реле и несколько радиодеталей и готово. Прикинул где устройство можно закрепить в моторном отсеке, как выполнить новую разводку, а если его установить в салоне. Когда у меня были жигули, там было проще, и места под капотом было гораздо больше, и просверлить переднюю перегородку проблем не было — несколько раз приходилось пробрасывать новые провода взамен неисправных. Но не теперь. Найти место для коробочки 10×10 не удалось, к тому же должен быть к ней удобный доступ, чтобы видеть дисплейчик и менять уставки, опять же провода и чтобы ничем не забрызгало. Вариант в салоне ещё хуже — места тоже нет, самоделка в интерьер никак не вписывалась, сверлить перегородку даже опасно, так как под шумоизоляцией проложено много жгутов. Рисковать не хотелось. В общем, прикидывал так и эдак, вариант не проходил.
Идея вторая. А если поставить простой биметаллический термостат — просто и надежно. Родной термодатчик вкручен в термостат и используется контроллером для отображения текущей температуры ож и для включения вентилятора. Ставить надо на двигатель, где циркулирует антифриз, это понятно. Поиск возможного места резко снизил оптимизм — в современных авто что-то прилепить самодельное просто некуда. Взгляд снова упал на родной термодатчик, вернее на его широкие, плоские грани — вот он, возможный вариант.
Пошёл в автомагазин, там долго «пытал» знакомого продавца, он же и хозяин этого магазина, в итоге купил подходящий вариант для моей задумки — жигулёвский термостат на 87 градусов. Зачистил грани датчиков, смазал термопастой, скрутил вместе временно проволокой — коряво, но для проверки пока сойдёт. Завёл двигатель, грею, состояние биметалла контролирую мультиметром. Поднял температуру до 95 градусов, но мой датчик не сработал, дальше поднимать смысла уже нет, да и опасно. Подвод тепла через контактные поверхности слишком мал, а охлаждение значительно. Больше прилепить датчик ни на двигатель, ни на радиатор некуда. Этот датчик отпадает, но не сама идея.
Идея третья — рабочая. Дополнительные размышления утвердили меня в правильности использования биметаллического термостата, как варианта, отвечающего разным условиям. Осталось найти подходящий. Не долгие поиски в интернете дали результат — KSD301, 250V 10A NO. Поехал в радиомагазин, там нужные были, но только на 75, 90 и 110 градусов. Мотаться по городу целый день ни желания, ни времени не было, взял на 75. Площади поверхностей обоих датчиков оказались сопоставимы.
Разъём вентилятора влагозащищённый, разъединил его и половину тщательно изолировал, из второй половины (к вентилятору) аккуратно вынул контакты, к ним скруткой подсоединил провода моей схемы и тоже тщательно изолировал. Провода использовал ПВ-3 2,5мм². Вот схема соединений.
Поверхности датчиков смазал термопастой КПТ-19. KSD301 закрепил обычным хомутом, на который надета термоусадочная трубка, только сильно не затягивать, иначе сминается корпус и датчик, разумеется, перестаёт работать. Я хомутом просто плотно прижимал, датчик держится крепко, за все время работы подтягивал два раза на 1/3 оборота винта.
Сначала подключил вентилятор напрямую к датчику, совсем просто. Всё заработало. Поездил неделю, сбоев и поломок не было. Но выяснилось следующее: термостат на 75 срабатывал при реальной температуре антифриза 86…87 градусов, что для Гранты низко, а с возвратом обратно вообще проблема, где-то градусов 70…68. Чтобы её достичь, вентилятор молотил минут семь, что не есть хорошо. Кроме этого меня смущал потребляемый вентилятором ток, то ли рабочий, то ли пусковой, конкретных значений найти не смог. Но ведь штатный предохранитель стоит на 30А. А термостат на 10А максимум, вдруг долго не протянет.
Поэтому купил в автомагазине силовое реле с контактами на 40А и собрал уже вышеприведённую схему, которая стала окончательной. Силовое реле удобно закрепилось на шпильке, на которой крепится кронштейн искрового блока. На контактах же реле висит предохранитель на 30А, провода жесткие, ничего не болтается. Всё рядом и с простым доступом.
Термостат KSD301 приобрёл и поставил на 85 градусов. Теперь вентилятор включается при 93…94 градусах, а выключается при 82…80 градусах и работает даже летом немногим более двух минут. Что меня вполне устраивает. Что интересно, зимой и летом разница между включениями и выключениями всего один градус.
Провода к аккумулятору и вентилятору необходимой длинны.
Длинными провода не делал, пустил по короткому пути. Новый монтаж обслуживанию автомобиля практически не мешает. В инструментальном ящике лежит запасной KSD301на 85 градусов, заменить его, если что, дело пяти минут.
В прошлом году думал заменить на другой, на KSD-01F. Уверен, дельта бы уменьшилась, но так и не заменил, в принципе не вижу необходимости.
На этой схеме управления вентилятором охлаждения езжу уже скоро два года. За это время не было ни одного отказа, ничего не менял. Думаю, сделать красивее вряд ли получится, главное — работает и не мешает.
Прошлой осенью за чем-то ездил на авторынок, заодно поспрашивал контроллер — нету. А в этом году в марте пришлось мне заехать к дилеру на срочный ремонт, на замену левого внешнего ШРУСа. После ремонта отдаёт мне автомобиль мастер-приёмщик, я его и спросил про контроллер. Говорит: «Есть». Я удивился, а он: «Да, не было долго, но теперь появились». Спросил о цене. Говорит: «Смотреть тип надо, но начинаются от восемнадцати». Поинтересовался моим интересом, я рассказал. Вижу на его лице изумление. Секунды через три и говорит: «Работает и езди, зачем деньги будешь тратить». Я с ним согласился.
Вот так я решил эту проблему, возможно мой опыт кому-то поможет.
Добра хорошим людям!