Здравствуйте. Решил написать не большую статью о ремонте бытового бетоносмесителя.
Куплен он был лет семь назад, кто производитель уже не знаю — этикетка давно отлетела, а паспорт не сохранился. Сделан бетоносмеситель добротно: до сих пор приводной ремень как новый, окраска вся целая, ржавчины на удивление почти нет, пластиковый кожух не высох, не потрескался. Но я за ним следил, всегда чистил и мыл даже при не больших перерывах в работе (какие бывают бетоносмесители у других — я видел), при этом хранился он на улице, я его даже не накрывал.
Замесы делал на 80 литров готового раствора, пробовал больше — не получается; сделаешь наклон ёмкости меньше — не промешивается, больше — выплёскивается. Двигатель асинхронный на 350 Вт. За всё время вскрывал три раза, раз чинил повреждённый питающий провод и два раза чистил и продувал от пыли, да поджимал контакты.
И вот он снова не захотел включаться. Так как внутри только двигатель и маленький пускатель, сложностей с диагностикой нет. Первым делом осмотр — контакты плотные, провода целые, следов перегрева или повреждения двигателя не замечено. Снял пускатель — контакты, конечно подгоревшие, но не настолько, чтобы перестать работать. Мультиметром прозваниваю катушку — вот оно, обрыв обмотки.
Купить такую-же для замены не реально, гораздо проще купить новый пускатель. Смотрю, что предлагают на «Wildberris» и «ВсеИнструменты» — в первом магазине цены пониже. У меня стоит 4-х контактный пускатель, на «Wildberris» нахожу конструктивно такой-же и заказываю самый дешёвый. Обошёлся в 467 рублей, вполне доступная цена. Был только маленький нюанс — пускатель защёлкивается в крепёжную планку, а она крепится к кожуху; посадочная длина нового пускателя на два миллиметра больше, но это не проблема, если что, подрежу планку.
Вдруг подумал, что сделать такой пускатель для меня не проблема — реле РП21 на 220В у меня есть, купить только две подходящие кнопки да клеммную колодку, но… Чтобы купить кнопки, нужно ехать в город; надо найти подходящий корпус, в котором можно будет закрепить всю начинку, а его установить на кожух и чтобы не осталось дырок, в которые проникнет дождевая влага. В-общем, на всё это нужно время, а делать даже для себя как попало не хочется, но идея рабочая.
Осталось, пока идёт новый пускатель, запустить в работу бетоносмеситель. Можно было питающий провод подключить напрямую к двигателю. Но, во-первых, хотелось иметь хотя бы некоторую защиту по электрике, а, во-вторых, не дай бог что случиться, бетоносмеситель быстро не отключишь. Решение логически пало на автоматический выключатель. Для 350-ти ватного двигателя подойдёт автомат на 6А, пусковой ток должен выдержать. Как назло, в магазине двухполюсных автоматов на 6А не было; ставить однополюсный нельзя, а использовать два отдельных очень не удобно. Пришлось купить на 10А, это много, но токовой защиты на бетоносмесителе так и так не было.
На фото видно, как я временно закрепил автомат (провод алюминиевый). Подключение простое: на вход автомата сетевой провод, на выход — двигатель. Фазировать провода от двигателя не нужно, при любом подключении он будет вращаться в нужную сторону (фазосдвигающий конденсатор подключен как надо на заводе).
В процессе подключения автомата обнаружился неприятный факт — на моём бетоносмесителе двигатель не содержал защитный термодатчик, производитель решил сэкономить. Это, конечно, плохо, потому что в жару при работе из кожуха выходит довольно горячий воздух. С другой стороны, как я уже говорил, следов перегрева обмотки двигателя не было. Поэтому тревожиться я не стал.
После окончания работы, чтобы дождь не проник внутрь кожуха, я оборачивал его куском полиэтилена. Бетоносмеситель с автоматом, по разным причинам, отработал три недели, вполне нормально. Для тех, кто решит, что автомат можно приладить более аккуратно и надёжно и оставить, скажу — нельзя, автоматический выключатель предназначен для защиты нагрузки от токовой перегрузки, работать как механический выключатель долгое время он не предназначен, к тому же он не рассчитан на использование на открытом воздухе.
Вот такой пришёл пускатель. В крепёжную планку он защёлкнулся, пришлось только с двух сторон на миллиметр подрезать резиновую уплотнительную прокладку. Подключение указано на корпусе.
При подключении проводов к новому пускателю нарисовалась проблема — контакты на нём были нормальной ширины, а вот клеммы (мама) проводов были значительно уже. Соединить их вместе было не возможно, пришлось возиться. У меня были куски провода ПВА-1,5 с клеммами нормальной ширины, их и использовал (в противном случае пришлось бы ехать в автомагазин за клеммами). Откусил провода длиной сантиметров 10, снял изоляцию 3 см. В маленькой клемме немного отогнул одну сторону, просунул жилу и обжал, конец жилы плотно намотал на хвостовик клеммы. Соединение тщательно заизолировал изолентой, и так с остальными малыми клеммами. Теперь всё нормально подключил, провода мотнул вместе изолентой и уложил так, чтобы они не попали под крыльчатку двигателя. Вот и всё.
Считаю, получилась нормальная статья. Пригодится тем, кто плохо разбирается в электрике и в подобной технике. Тем более, описал способ решения возникшей проблемы.
За сим позвольте откланяться. Буду рад, если подпишитесь,чтобы узнавать о новых статьях.