Случай на СТО. Часть 2 — итог.

Здравствуйте, читатели. Счёл необходимым написать продолжение истории, произошедшей со мной при одном обращении на СТО. О том, что произошло, нужно прочитать в первой статье, которая так и называется «Случай на СТО». И дело тут не в моём характере, не в том, что я за справедливость или натура впечатлительная. Всё гораздо обширнее и серьезнее — дело в нас самих, в нашем отношении друг к другу.

Не то, чтобы я обиделся или «закусил удила», но была некоторая злость и желание отстоять свои права, как бы это наивно не звучало в наше время, в нашем государстве. Ведь известно, «все плохие дела творятся с нашего молчаливого согласия». Просто так «проглотить» произошедшее я не мог, и если не наказать обидчика, то попробовать подпортить ему жизнь было необходимо.

Понимая, что доказательств хамства в свой адрес у меня нет (слова к делу не пришьёшь), вначале не знал, куда обратиться. Но довольно быстро определился — в Роспотребнадзор, они много чем занимаются, в том числе и качеством оказываемых услуг.

Зашел на сайт Роспотребнадзора Новосибирской области и в соответствующем разделе подал обращение. В нём достаточно подробно описал произошедшую ситуацию, поиски владельца СТО, всю доступную мне по нему информацию и просил разобраться в случившемся. Через неделю на электронку из Управления пришло письмо за подписью заместителя руководителя. Текст небольшой, поэтому приведу его почти полностью.

«Управление Роспотребнадзора по Новосибирской области в рамках рассмотрения Вашего обращения, руководствуясь п.1 ст.10 Федерального Закона от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», для полного и всестороннего рассмотрения Вашего обращения, просит Вас по возможности сообщить дополнительную информацию, а именно сообщить информацию о юридическом лице либо индивидуальном предпринимателе (ОГРН, ИНН, наименование юридического лица, Ф.И.О. индивидуального предпринимателя), осуществляющего деятельность на станции технического обслуживания».

На это я им ответил, что предоставить интересующую их информацию не могу по причине невозможности доступа к ней, ещё раз указал всё, что было мне известно и добавил, что возможности Управления несоизмеримо больше моих и получить необходимую информацию для них не составит особого труда.

Ещё через 20 дней я получил письмо, в котором сообщалось, что согласно соответствующему Закону срок рассмотрения моего обращения продлевается на 30 календарных дней. Пока нормально, честно говоря думал, что не ответят, либо скажут, что обращение рассмотрению не подлежит.

Ровно через месяц из Роспотребнадзора получил окончательный ответ. Письмо длинное, с указанием различный Законов и нормативных Актов, поэтому приведу его смысл коротко и своими словами.

Чтобы иметь возможность отстаивать свои права, необходимо иметь хоть какие-нибудь доказательства взаимодействия с СТО — договор, наряд-заказ, кассовый чек. По закону СТО и обязано составить с вами договор на выполнение работ с указанием в нём немалого объёма необходимой информации. Но весь мелкий бизнес этим не озадачивается и если вы вздумаете требовать хотя бы наряд на выполнение ремонтных работ, большая вероятность, что вас мягко «пошлют» ремонтироваться в другом месте. Ибо всё построено так, что ты идешь к ним «на поклон» и вынужден во многом принимать их условия, а если не нравиться, ищи другую мастерскую. Так сказать, первый круг замкнулся.

Также в письме указано, что согласно Постановлению Правительства РФ от 10.03.2022 года №336, в соответствии с которым, внеплановые проверки проводятся при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, при непосредственной угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера. То, что со мной на СТО не оформили письменный договор, цитирую: «Не влечёт за собой непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, в связи с чем в рамках действующего законодательства основания для вынесения мотивированного представления для организации и проведения проверки, принятия мер в административном порядке в рамках КоАП РФ у Управления отсутствуют». Кроме этого, описанная мною в обращении ситуация недостаточна для проведения контрольной проверки СТО, а без такой проверки возбуждение надзорным органом дела об административном правонарушении не допускается. Вот и второй круг замкнулся.

Всё же, применительно к моему случаю, в законе кое-что нашлось — Управлением Роспотребнадзора владельцу СТО объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований. Простыми словами — СТО погрозили пальцем и сказали о необходимости составления бумаги на выполнение ремонта.

Ещё в письме говорилось, что я могу защищать свои нарушенные права в судебном порядке (если докажу, что они нарушены) и могу обратиться в территориальный орган Роспотребнадзора с просьбой о вступлении в гражданское дело для дачи заключения по нему в защиту моих прав.

Большего, чем я предпринял, сделать не получится, это я, как человек достаточно грамотный, понимаю. Да и не надо больше — я потешил своё самолюбие, в здоровом смысле, и дал понять, что могу ответить. Последнее время, проезжая мимо этого СТО не вижу признаков его работы — может так видится, а может и сказалось моё обращение в Роспотребнадзор. Испытываю ли я злорадство — нет, но удовлетворение своим действием — да.

Конечно, в подобной ситуации каждый поступит в соответствии со своим индивидуальным характером. И здесь спектр ответной реакции очень широк.

Ещё хочу поведать вам о двух случаях ремонта авто, которые очень показательны и имеют отношение к теме этих статей.

Первая ситуация произошла более четырёх лет назад. Один дуралей помял мою Гранту, когда решил, что успеет выскочить на главную передо мной. Последствия его решения — левые блок-фара и крыло под замену, правка левой двери и что-то по мелочи. Месяца три спорил с Росгосстрахом, но выбил адекватную сумму на ремонт. Ремонтироваться решил у дилера, у которого покупал автомобиль по следующим соображениям: у него своя хорошая мастерская, в наличии оригинальные запчасти, как раз они оформят необходимые бумаги для ремонта, месяц гарантии на выполненные работы, ну и считал, что здесь будет меньше обмана и более серьёзное отношение. Кстати, мнение о мастерской по последнему пункту пришлось изменить в худшую сторону.

Названная за ремонт сумма укладывалась в размер страховки. Когда обговаривали комплектующие, меня спросили какую ставить блок-фару, оригинальную за пять (цена за давностью примерная) или аналог за полторы. Я сказал, что оригинальную, денег-то хватало. Сделанный ремонт меня вполне устраивал. Но через неделю погасла лампа ходового света, пошевелишь — работает, немного проедешь — снова погасла. Приехал на сервис, гарантия месяц, устранили, сказали плохой контакт. Через пару дней опять лампа не работает, посмотрел, нить целая. Опять к ним, что-то там поковырялись, ничего внятного не сказали, но при мне провода к разъёму подергали — лампа работает. Через несколько дней ситуация повторилась, уже не смешно. В третий мой визит, они начали нести бред и говорить, что это я сам виноват, типа лез в фару сам или управляю автомобилем неправильно. Общение начало переходить на резкие тона. Подробностей уже не помню, но кажется потребовал заменить фару, на что получил отказ. В общем я снова уехал с работающей лампой.

В четвёртый раз, когда оставалось до окончания гарантии где-то неделя, я был настроен действовать решительно. До руководства дилерского центра дозвониться не удалось, ни до кого. Удалось созвониться с начальником отдела сервисного ремонта. Я рассказал о ситуации, договорились, что когда я подъеду, он лично уделит мне внимание. Ему, конечно, обо мне уже рассказали, потому что когда я приехал, на меня «напустились» все — он, мастер-приёмщик, два электрика, моторист и кто-то ещё. Тогда я почувствовал, как плохо, что я один без поддержки и не обладаю наглостью.

Общение довольно быстро перешло с повышенных тонов на переругивание. Я не хамил, но упорно настаивал, чтобы они устранили неисправность, причём при мне. Потом уже, спустя какое-то время, я подумал, что если бы это была частная мастерская, я вполне мог бы и огрестись монтировкой — такой был накал страстей. Моя настойчивость и предупреждение, что я буду жаловаться, дали свои плоды. На территорию сервиса меня пустили. Менять блок-фару наотрез отказались. К моему счастью, злополучная лампочка вообще перестала работать. Я потребовал, чтобы они последовательно вели поиск неисправности, исключая одно за другим.

  • Умный сильно?
  • Есть немного.
  • Будешь нас учить работать?
  • Что делать, если вы не можете найти простую неисправность.
  • Тогда надо было самому сделать, а не нам нервы трепать.
  • Я бы и сделал, если бы не ваша гарантия. Так что устраняйте.

По очереди поставили пару новых лампочек, но они отказались работать. Вынули разъём, осмотрели, ни поломки ни дефекта его не обнаружили. Замерили напряжение на его контактах — есть, но ставишь лампочку, она не работает. Я не выдержал и сказал, что причина очевидна и если не хотят менять всю фару, то в чём проблема заменить разъём? После проделанных манипуляций, спесь ремонтников поубавилась и начальник дал команду заменить разъём новым. Как только они это сделали, всё заработало. Мы немного, уже спокойно поговорили, начальник отдела сервисного ремонта извинился за случившееся, дал свою визитку и сказал, если будут проблемы могу ему звонить.

Лампа в фаре теперь работала нормально. Я думаю, был хитрый производственный брак корпуса разъёма. Но это не всё. Через год блок-фара помутнела, покрылась сеткой мелких трещинок и приобрела желтоватый оттенок. Знакомые мужики все как один сказали, что мне поставили дешёвую подделку. А правая блок-фара была по-прежнему как новая. Доказать недобросовестность сервиса было сложно, если вообще возможно, учитывая прошедшее время и наряд-заказ и ведомость материалов за моей подписью, где указано, что блок-фара установлена оригинальная. Да и не стоило оно того. Просто противно, что крупный дилер занимается зарабатыванием денег таким способом. Хотя, чего удивляться, такая практика довольно распространена.

Вторая история была года три тому назад и имела уже серьёзные последствия. В мае вышел из строя на Гранте ремень ГРМ, благо случилось это, когда я уже подъезжал к дому. Ещё в поездке мотор начал вести себя не адекватно, но деваться было некуда, а уже когда подъезжал к дому, мотор не то застучал, не то заклацал, машина начала дергаться, обороты плавать (насколько помню детали). Открываю капот — ремень привода агрегатов в норме, поэтому снимаю крышку ремня ГРМ и холодею — ремень разлохмачен, почти 2/3 зубцов срезаны, всё в резиновой пыли и крошке, но ремень не порвался и не слетел, но сильно прослаблен. Расстроился я сильно, потому что не знал какие это имело последствия. Дело в том, что на моей Гранте стоит двигатель 11186, а он по информации из различных источников в интернете, втыковый. АВТОВАЗ исправил проблему в августе 2018 года, но мой автомобиль 2015 года выпуска. Кроме этого обнаружил, что и помпа потекла. Новые детали покупал в городе на авторынке — вышло дешевле, чем в местных магазинах. Спрашивал продавцов о проблеме, но похоже они не разбираются в таких вопросах — половина ответила, что я попал на капиталку, другая половина заявляла, что клапана гнуть не должно.

А вот где ремонтироваться, выбора почти не было, автомобиль нужно было буксировать, поэтому далеко не подашься. На ближайшем СТО встретился с механиком, рассказал о проблеме, договорились о времени ремонта: он тоже сказал, что загнуть клапана не должно.

Во многих случаях хорошо, когда в семье два автомобиля — можно решить некоторые проблемы самому. Я в Ниве буксирую Гранту, в ней жена и старший сын на всякий случай: у жены есть права, но ездит она редко. Более-менее нормально доехали до СТО, путь почти 2 км. Закатили Гранту в бокс, механик сказал, что скоро закончит текущую работу и займется моей машиной. Я отвез своих домой и пешком, минут через 50, вернулся на СТО.

Механик к этому времени заменил ремень ГРМ и снимал помпу. Общение с ним не задалось, он изменился — был раздраженным и вел себя довольно грубо. Сказал, чтобы я не маячил возле машины и вообще не стоял над душой, а сел в сторонке на стул и не мешал. Я и не собирался мешать, хотел непринуждённо поговорить о поломках, посмотреть, как он выполняет работу — если ты делаешь её аккуратно, правильно и честно, тебе нечего сторониться. Я и сам не люблю, когда стоят над душой, но в том случае, когда начинают советовать, учить или торопить. А если тебе кто-то испортил настроение, по какому праву ты срываешься на клиенте. Мне было не приятно, но я поступил мудрее — не стал препираться и возмущаться, а отошёл в сторонку. Чёрт с тобой, думаю, сделай нормально работу и разбежались.

Ко мне он обратился два раза, когда он одевал ремень привода и нужно было что-то придержать и когда спросил, есть ли антифриз на долив. В системе был еще антифриз, залитый на заводе и хоть время замены уже подошло, планировал к осени заменить его сам. А пока купил на долив какой и был, красный G12+.

Механик заполнил систему антифризом и смело завёл двигатель. У меня сердце замерло, но двигатель завелся с пол-оборота и мягко заработал. Механик чуть повеселел и сказал, что я зря боялся, клапана не загнуло. Двигатель прогрелся, он долил антифриза, проблем не было. Я рассчитался с ним и довольный уехал домой.

Я до сих пор не знаю, повезло ли мне. Может поршни, действительно, стояли с проточкой, а может потому, что ремень не успел порваться и фазы газораспределения не нарушились. Но всё лето я проездил без проблем.

Неладное почуял поздней осенью, когда от печки пошёл чуть теплый воздух. Причём с месяц назад я заменил антифриз. Только при замене меня вот что смутило — антифриз слился не весь, хотя всё что было можно, было открыто и вывернуто. Воды на промывку залил около 4 литров, а вся система 7,8. Эти 4 литра промывочной воды и слилось, хотя в паспорте написано, что может остаться в отопителе небольшая часть, но не столько же. А с началом зимы холод пришёл и в салон Гранты.

Я грешил на то, что при смешивании антифризов, выпал осадок, который и забил радиатор отопителя. В основном все сервисы промывали систему охлаждения как и я, только ещё химию добавляли. Но когда узнавали, что не греет печка, говорили что нужно промывать её, но гарантии нет. В общем, зимой я на Гранте ездил очень мало.

С приходом весны и тепла, я решил основательно промыть систему охлаждения Гранты. Химию использовать не стал, выбрал лимонную кислоту. Старый антифриз изношен не был, но использовать его повторно не стал, купил новый. Кстати, грязи и осадка в слитом антифризе было очень мало, с другой стороны, я и отъездил мало. В 7-ми литровом ведре в воде растворил 200 гр. лимонной кислоты и залил в систему. Как и в первом разе, вошло около 4 литров. Прогрел двигатель до 50, заглушил на 10 минут, чтобы кислота поработала, снова завёл и нагрел до 70 и слил. Особой грязи в промывке не обнаружил. В оставшийся в ведре раствор добавил воды, залил в систему, погонял до 60 градусов и слил. Затем промыл только чистой водой и после уже залил антифриз.

По-прежнему смущало, что сливается только половина жидкости. Созвонился с сервисом дилера, там сказали, что должно слиться всё и я что-то делаю не так (интересно, что?). Но прошедшей зимой в морозы кристаллизации антифриза я не замечал.

Лето ездил нормально, система охлаждения работала хорошо, даже в пробках перегрева не было. С наступлением осенней прохлады я понял, что проблема осталась. В октябре нашёл сравнительно не далеко СТО, где за адекватную стоимость промывали печку без снятия. Сто под соответствующей вывеской располагалось в большом гараже на два авто. Установка для промывки была самодельной и полностью соответствовала той, что я во множестве видел в интернете.

Промывку техник выполнял водой с лимонной кислотой, но только технической. Промывал долго, минут 40, периодически меняя направление и чуть поднимая температуру. Грязи было мало и техник сказал, что для забитой печки это странно. Но потом начали выходить мелкие кусочки чего-то красного, похожие на резиновую крошку.

  • Что это такое? — не то спросил, не то озадачился техник.
  • Похоже на красный автомобильный герметик, — ответил я, почувствовав неладное.
  • Откуда он здесь взялся?

Я уже понял, откуда и рассказал о замене помпы полтора года тому назад. Всё это время я находился рядом, наблюдая за процессом промывки, мы разговаривали и я нисколько не мешал работе техника. Закончив промывку, мы обнаружили в емкости десятка полтора красных крупинок. Затем он компрессором продул печку несколько раз в одну и в другую стороны — здесь уже кусочки герметика полетели в большем количестве. Механика, который менял мне помпу, я материл на чём свет стоит — это надо было додуматься столько намазать герметика, разумеется его жидкий тут же смыло в систему. Я думал, он просто использует штатную прокладку в комплекте, ну от силы чуть мазнёт герметика белого. Ты, сц…ко, специально так сделал, или действительно идиот? Недавно, случайно узнал, что похожий по моему описанию мужик работал примерно в то время на том СТО, недолго, в местном магазине под честное слово набрал деталей и исчез. Вот так!

Ну а мы долили антифриз, завели и прогрели двигатель — из печки пошёл горячий воздух. Техник заверил, что должно быть всё нормально. Я высказал опасение, что сам двигатель и радиатор капитально не промывали. На что он ответил, раз проблем с охлаждением двигателя не возникало, должно быть нормально, так как вся грязь оседает в самом дальнем и узком месте — в печке.

Наступившей зимой как прежде тепло в салоне не было, хотя стало заметно лучше. Можно было вполне нормально ездить при -15, а в дальней поездке и при -20 градусах. Думаю, оставшийся размолотый герметик потихоньку оседает в печке. Сколько его там ещё, сложно сказать. Но следующим летом я снова сам промывал систему охлаждения, но уже использовал специальную промывку. Взял ту, которая заливается не в старый антифриз, а в промывочную воду. Затем отсоединил шланги на печку и в обе стороны продул её, дуя со всей силы сам — трудно, но можно. Сначала было тяжело — вместе с остатками жидкости вышло много грязи. Меня это обрадовало. Я заливал немного воды и дул в другую сторону и так до тех пор, пока вода не стала выходить чистая, а радиатор отопителя не стал продуваться довольно легко.

Как прежде всё равно не стало, но в -20 ездить было можно. В дальнейшем в Новосибирске нашел сервис, где делают аппаратную промывку системы охлаждения, но стоимость операции сопоставима с заменой печки, а стоимость замены печки пока не вписывается никак в мой бюджет. Поэтому пока оставил как есть, забот и так хватает. Этой осенью снова промою сам систему, продую печку (купил компрессор) и будем ездить дальше.

Резюмируя, что я хотел всем этим сказать? В основном, приезжая на сервис или ремонт, у тебя нет возможности контролировать процесс и повлиять на это ты не можешь. И этим могут пользоваться, выполняя работу не добросовестно. Ничего нового я не написал, только рассказал о реальных случаях из своей жизни. Если СТО «проверено» и на нём работу делают честно, то и бумажки не нужны. Но если вы столкнулись с обманом, необоснованной грубостью, плохо выполненным ремонтом, моё мнение — либо менять СТО, либо, если есть возможность и силы, бороться за свои права.

Как-то вот так. Всего хорошего.