Приветствую читателей, особенно автомобилистов, ибо статья адресована в первую очередь им.
Давайте честно, как большинство из нас выбирает моторное масло для своего автомобиля? В основном льём всесезонное масло, в теплое время года смещаясь в сторону летнего индекса, а в холодное время года — в сторону зимнего индекса масла. Так же на лето заливаем полусинтетику-синтетику, а на зиму стараемся залить синтетику. Ну и в зависимости от финансовых возможностей, берём масло того или иного производителя, с тем или иным классификационным индексом.
Сейчас я говорю в общем, без конкретики по классам и типам автомобилей. Ещё многие знают, что есть чисто летние и чисто зимние масла; стоят они существенно дороже, а купить их уже сложнее — всё же они редкость в магазинах. Поэтому залив в двигатель на зиму синтетическое масло 0W-30, например от Mitsubishi за 4200 рублей или от Kixx за 3300 рублей, или от LUKOIL за 2300 рублей, мы довольны и спокойны. Уж теперь-то в морозы проблем быть не должно, думаем мы.
Так делал и я. В основном летом использовал полусинтетику 10W-40, а зимой полу- или синтетику 5W-30, 5W-40. Выпендриваться я перед вами не собираюсь, поэтому скажу, что в подавляющем своём большинстве, моторные масла покупаю российского производства и средней цены. И при прочих равных условиях, масло куплю, которое имеет меньшую цену.
Кстати, пару случаев в тему. Как-то раз залил на зиму синтетику 0W-30, отечественную, чтобы сравнить с 5W-30. Что-то я разницы особой не ощутил, может быть если бы цена его была более пяти тысяч, тогда… Так вот, в одно морозное утро, когда термодатчик показал -37, завести двигатель я не смог, стартер еле крутил. Достаю масляный щуп, а на нём масло как сгущёнка из холодильника; достаю из багажника канистру с остатками этого масла, отвинчиваю пробку и наклоняю канистру, и масло медленно поползло. Нет, я не удивился, я был поражён, ведь масло должно было сохранять текучесть до -45, а оно уже не прокачивается. А года три назад в такой же мороз, но при залитой синтетике 5W-30, стартер вообще не крутанул. Тоже глянул остатки масла в канистре, а оно как студень — хотя здесь ругать масло уже сложно, температура около минимально допустимой.
Нет, сетовать на одно лишь масло нельзя, зимой не меньшее значение имеет и состояние аккумулятора, системы зажигания, топливной системы и другое, но задуматься стоит.
Про моторные масла я периодически читаю для интереса, могу несколько слов сказать о SAE классификации, потому что она указана на канистрах самым крупным шрифтом и является доминирующей информацией, по которой мы и покупаем масло. Остальные надписи для меня были «тёмный лес».
В этот раз, решив купить масло на зиму, пошел в магазин узнать что есть и почём, а потом посмотреть в онлайн-магазинах. Нашёл пару канистр до 2000 рублей, при этом обратил внимание, что расфасованного моторного масла стало меньше, а на розлив больше. Спрашиваю продавца какое есть не дорогое разливное масло синтетика 5W-30. Отвечает — «Норд оил», масло хорошее, с импортным пакетом присадок, 380 за литр. О таком производителе я не слышал, поэтому дома обратился к интернету: производство отечественное, присадки китайские, но говорится, что не хуже европейских (а что у нас не китайское?). В-общем, почитав сайт и другую информацию об их маслах в интернете, я решил приобрести такое масло, но пока только в канистре. Заказал в интернет-магазине, 4 литра за 1471 руб. Ждать, правда две недели, но мне не к спеху, менять масло буду в конце сентября, начале октября. Посмотрю, как оно будет работать.
В процессе изучения моторного масла от «Норд оил», читал статью одного автора на «Drom.ru» об опыте использования этого масла, и который писал, что масло соответствует по API двигателю его автомобиля. Заинтересовавшись этой характеристикой моторного масла и почитав информацию, я понял, что API или ACEA, имеют ещё более важное значение. Многие из нас учитывают эти характеристики при выборе моторного масла?
Решил я изучить характеристики моторных масел до уровня обычного пользователя. И в этой статье попробую написать об этом простыми словами. Информация взята в интернете из открытых источников, мною переработана для максимального упрощения и понимания. Начнём от простого и далее к более сложному.
Масла делятся на минеральные, полученные из нефти и синтетические, полученные путем синтеза. Все производимые моторные масла (по крайней мере для широкого применения) состоят в среднем на 75% из базовой основы и на 25% из присадок. Так же масла по способу получения делятся на пять типов. Первый тип — смесь собственно минеральных масел, полученных из нефти путём грубой очистки в вакуумных дистиляторах; масла густые, тяжёлые, содержат много серы, фосфора, азота, кислорода. Второй тип — масла, полученные из смеси мазута, сырья дистиляторов и тяжёлой минералки в установках мягкого гидрокрекинга (при высоких давлении и температуре, в среде водорода); в них длинные молекулы полимеров разрываются на более короткие и из них удаляются сера, азот и кислород путем замещения на водород. Третий тип — масла, полученные в установках жесткого гидрокрекинга (при ещё более высоких давлении и температуре, в среде водорода, могут использоваться катализаторы); молекулы углеводородов ещё меньше, масла жидкие, примесей доли процента. Четвёртый тип — ПАО (полиальфаолефиновые) масла, синтезированные из углеводородных газов бутилена и этилена. И пятый тип — эстеры, представляющие собой сложные эфиры, получаемые путём нейтрализации карбоновых кислот спиртами; продуктов нефтепереработки они не содержат, сырьём для их производства служат растительные масла — обычно рапсовое или кокосовое. Нужно сказать об одном большом плюсе эстеров — у них полярные молекулы, они хорошо прилипают к поверхности металла и долго на нём держатся, а это значит что исключается «сухой» пуск двигателя, но это только когда эстера в масле много.
Так вот, кто ещё не знает, тех могу огорчить — синтетического моторного масла в продаже НЕТ! Надпись на канистре synthetics или full synthetics, не более чем маркетинговый ход производителя, призванный получить максимальную прибыль при минимальных вложениях в производство. И это — факт!
В зависимости от того, какое масло нужно изготовить по SAE, производители берут масла первых трёх типов и смешивают их в нужной пропорции, добавляя различные необходимые присадки (могут добавить немного ПАО); в дорогие, премиальные масла добавляют ПАО и эстеры. Чем больше к базовой основе добавлено ПАО и эстеров, тем масло лучше и дороже. Сами по себе чисто синтетические ПАО и эстеровые масла вы не купите, у них узкое, специализированное использование (например в авиации). Даже если производитель пишет на этикетке, что масло полностью на ПАО-основе, это не так, просто в масле его большой процент. При этом производители, как правило, смело позиционируют масла второго типа как полусинтетику, а масла третьего типа как синтетику (так называемая НС-синтетика). И хотя гидрокрекинг является физико-химическими реакциями, обывателю его выдают за сложный синтез.
Теперь узнаем, что такое классификация по вязкости масла. Вязкость масла классифицируют по стандартам SAE (Society of Automotive Engineers), разработанной Ассоциацией автомобильных инженеров. Это тот самый набор латинских букв и цифр, которые всегда есть на этикетке — например, 10W-40. Не будем разбираться, что такое динамическая и кинематическая вязкость и в чём измеряется, нам это не надо. Достаточно понимать следующее. Буква W (winter — зима) подтверждает возможность использования масла в зимних условиях. Первое число означает вязкость при низких температурах, чем число меньше, тем вязкость ниже (масло более жидкое). Второе число характеризует вязкость уже при высоких температурах; имеется в виду, конечно, не температура двигателя, а окружающей среды.
Большинство современных автомасел — всесезонные, поэтому их маркировка двойная (то же 10W-40). Для зимнего масла будет указано, например, 5W, а для летнего, к примеру — SAE 40. Классификация масел по SAE часто представлена в удобном виде, как например, в таблице ниже.
В принципе, в этой таблице содержится исчерпывающая информация, масло какой вязкости применять при том или ином температурном диапазоне. Возьмём, к примеру, моторное масло SAE 10W-40 — какую информацию мы можем узнать из таблицы? Что данное масло всесезонное, рассчитано на эксплуатацию в диапазоне температур от -30°С до +40°С и в этом диапазоне должно сохранять свои характеристики. Если совсем просто, то масло 10W-40 должно перекачиваться при тридцатиградусном морозе, а не превратиться в студень. Ещё как-то встретил информацию, если я сам правильно понял, что все масла, независимо от вязкости должны гарантированно перекачиваться при температуре самого масла в +100°С. Так же есть понятие проворачиваемости — при какой минимальной температуре масла, стартер способен провернуть коленвал — эта температура на 5 градусов выше и, для нашего примера, составит -25°С. Здесь я использовал слово «должно» в смысле предписано стандартом SAE, что будет в реальности, покажет только использование конкретного масла. Всё же считаю нужным сказать о следующем, индексам масел соответствуют вполне определённые кинематические вязкости при +100 градусах — для масла 30 вязкость 9,3, для 40 — 12,5, а для 50 — 16,3. Что это значит? Возможный пример: у вас в двигателе масло 5W-30, на улице жара под +40, вы движетесь в пробке, вентилятор охлаждения не успевает отключаться — будьте уверены, если залито не соответствующее двигателю масло, он может испытывать масляный голод. Вот поэтому, выбирая масло, следует помнить что второе число важнее первого. И ещё о температуре застывания масла, она примерно на 5°С ниже минимальной по таблице вязкости SAE. Если в двигателе залито масло 5W30 с нижней границей -35°С и застывающее при -40°С, это не говорит о том, что на этом масле можно запускаться в -35 и, тем более, в -37. Скорее всего, уже при температуре -30°С потребуется подогрев мотора, потому что масло будет слишком густое; сравнительно легко на этом масле можно будет завести двигатель при -25 …-27°С. Вы поняли.
Несколько слов о присадках. Присадки для моторного масла выпускаются только «пакетами» и производят их в мире только четыре компании — Afton Chemical, Lubrizol, Infineum, Chevron Oronite — именно они имеют огромные испытательные центры с серьёзным набором очень дорогого оборудования, где проводятся лабораторные, стендовые и полевые испытания моторных масел с разрабатываемыми новыми присадками. Это гигантская работа, поэтому, если производитель моторного масла утверждает, что у него собственный пакет присадок, нужно отнестись к этой информации с осторожностью. Ведь химический состав компонентов присадок известен и крупный производитель в своей лаборатории может их синтезировать и выдать за свой пакет присадок, но — объём производства, стоимость сырья, а соотношение компонентов в пакете ему известно? В таблице ниже приведены основные типы присадок и их назначение.
Теперь разберёмся с классификацией по API. Наиболее известная классификация моторных масел по областям применения и уровню эксплуатационных свойств, используемая в международном масштабе, была создана в 1969 году Американским институтом нефти (American Petroleum Institute). Часто классификацию API ещё называют классификацией по качеству моторных масел.
API делит масла на четыре группы: «S» — масла для бензиновых двигателей; «С» — дизельные масла для грузовых автомобилей, тягачей, автобусов, строительной и сельскохозяйственной техники; «G» — масло для трансмиссии; «Т» — масло для двухтактных двигателей. Группы подразделяются на классы, обозначающие уровень характеристик масла. Введение в классификацию API каждого нового класса обусловлено существенным ужесточением или изменением требований к эксплуатационным свойствам масел нового поколения. На двух картинках ниже представлена простая и понятная API классификация моторных масел.
Вторая буква в классе масла означает уровень рабочих характеристик, чем он выше, тем дальше буква от начала латинского алфавита.
«ЕС» — новый ряд высококачественных, энергосберегающих масел, состоящий из маловязких, легкотекущих масел, уменьшающих расход топлива на бензиновых двигателях. API SH/EC и API SH/EC II устаревшие классы, а API SJ/EC — действующий класс энергосберегающего масла.
Если по API через слеш указаны классы разных групп, например API SL/CF, то это универсальное моторное масло, которое можно применять в бензиновых и дизельных двигателях. Первым ставится тот класс масла, который соответствует более предпочтительному (по мнению производителя моторного масла) применению. То есть, в примере выше, основное предназначение моторного масла — для бензиновых двигателей, но при этом производитель допускает его использование и в дизельных двигателях.
На заметку: отсутствие на этикетке моторного масла информации о соответствии какому-либо из классов API однозначно означает, что это автомасло не имеет сертификата API или присвоенный ему класс качества безнадёжно устарел — от покупки такого масла лучше воздержаться.
Как видим вариантов автомобильных масел очень много. До этого при покупке моторного масла я информацию по API по незнанию игнорировал, считая её чем-то мне не нужным, что масло подойдёт двигателю автоматически. Я ошибался. Как же разобраться, какое именно масло подходит для вашего автомобиля? Тем, у кого авто новые и с небольшим пробегом проще, они меняют масло в рамках прохождения ТО, как правило у «официалов», которые заливают масло исходя из рекомендаций производителя. А вот владельцам авто с большими пробегами с подбором масла придётся разбираться самостоятельно. Важно понимать, именно для двигателей с большой наработкой моточасов, правильный подбор масла наиболее важен и даже критичен. Подходящее масло может продлить срок беспроблемной эксплуатации двигателя, а не подходящее создать проблемы и ускорить приближение «капиталки». Чтобы знать, масло какого класса API заливать в двигатель, нужно посмотреть руководство по эксплуатации автомобиля — в нём указаны рекомендованные заводом-изготовителем технические жидкости и их характеристики. Если руководство не сохранилось, вам придется найти необходимую информацию по вашему автомобилю и году выпуска.
Энергосберегающие масла можно использовать, если они рекомендованы, среди прочих, изготовителем вашего автомобиля. С рекомендованного заводом-изготовителем класса API масла нельзя переходить классом ниже, можно переходить только выше, но желательно не более двух классов — слишком современный стандарт может оказаться чрезмерно агрессивным к деталям двигателя.
Пару примеров. У меня «Лада Гранта» 2015 г.в. — мне нужно использовать масла API SL/SM/SN (они и рекомендованы). Был «ВАЗ 2106» 1988 г.в. — мне бы сейчас пришлось искать масла API SF/SG/SJ.
В завершение рассмотрим, что такое АСЕА — этого хватит. АСЕА — это аббревиатура от французского названия Европейской ассоциации производителей автомобилей. Данную спецификацию масел используют Евразийские автопроизводители. До неё существовала и активно использовалась спецификация API, однако технологии производства автомобилей менялись и между европейскими и американскими машинами стало появляться всё больше различий. Стало очевидно, что единый стандарт не может удовлетворять потребностям различных компаний, поэтому в 1996 году с нуля был разработан стандарт АСЕА. Я не нашёл единой информативной таблицы по спецификации АСЕА, поэтому придётся писать.
Классификация АСЕА выделяет следующие классы масел:
А/В — моторные масла для дизельных и бензиновых двигателей, куда также входят категории А и В, которые были актуальны до 2004 года;
С — моторные масла для дизельных и бензиновых ДВС, соответствующие требованиям EURO-4 и совместимые с сажевыми фильтрами и катализаторами;
Е — для тяжелонагруженных дизельных двигателей.
Масла каждого класса по АСЕА имеют своё базовое масло, присадки, интервал замены, эксплуатационные характеристики, область применения и несущую способность. Соответственно, при одинаковом классе вязкости, например SAE 10W-40, по АСЕА они будут различаться по рабочим свойствам и применимости. Таким образом, параметр SAE несёт крайне мало информации о рабочих свойствах моторного масла. Если автопроизводитель предписывает заливать в двигатель масло АСЕА А3/В4, то в него нельзя уже будет залить масло АСЕА А5.
В класс АСЕА А/В входят следующие категории масел:
А1/В1 — масла, устойчивые к перепадам температур и адаптированные к сложным эксплуатационным условиям. Они отличаются топливосберегающими свойствами, не теряют своей стабильности и смазывающих характеристик. Данные масла обладают увеличенными интервалами замены и самой низкой степенью текучести. Материалы данной категории могут быть непригодны для применения в некоторых видах ДВС, поэтому следует строго следовать предписанием производителя транспортного средства. Эта категория не используется в классификации АСЕА с 2016 года.
А3/В3 — в эту категорию входят моторные масла для легковых дизельных и высокопроизводительных бензиновых ДВС. Масла со стабильной вязкостью, всесезонные, с высокими рабочими характеристиками, со средними интервалами замены.
А3/В4 — моторные масла, предназначенные для высокопроизводительных дизельных и бензиновых двигателей с непосредственным впрыском топлива. Они обладают высокими топливосберегающими свойствами и могут использоваться вместо моторных масел категории А3/В3.
А5/В5 — к этой категории относятся стойкие к механической деструкции материалы, которые применяются в высокофорсированных дизельных и бензиновых двигателях. Они обладают малой вязкостью, увеличенными интервалами замены, снижают трение. Данные масла достаточно текучие, поэтому их не следует использовать в некоторых моделях двигателей.
В класс АСЕА С входят следующие категории масел:
С1 — масла предназначены для автомобилей с высокопроизводительными дизельными и бензиновыми силовыми агрегатами, оборудованными трехкомпонентными каталитическими нейтрализаторами или сажевыми фильтрами. Такие масла отличаются низкой сульфатной зольностью, малым содержанием фосфора и серы, а также малой вязкостью при высоких температурах.
С2 — масла обладают умеренным содержанием золы, сфера использования совпадает с С1, являются несколько бюджетным вариантом.
С3 — масла, относящиеся к этой категории, также обладают умеренным содержанием золы, в отличие от С1 и С2 не имеют ярко выраженных топливосберегающих свойств.
С4 — масла предназначены для бензиновых и дизельных двигателей и соответствуют требованиям EURO-4 для выхлопных газов. Они подойдут для транспортных средств, где необходимо сниженное содержание сульфатированной золы, серы и фосфора.
С5 — масла со стабильной вязкостью, малозольные, созданные для уменьшения расхода топлива. Предназначены для современных бензиновых и дизельных двигателей, сконструированных под использование низковязких масел.
С6 — масла, схожие с С5. Обеспечивают дополнительную защиту от преждевременного воспламенения топливной смеси и отложений в турбокомпрессоре.
Все материалы, относящиеся к стандарту ACEA C, продлевают срок службы катализаторов и сажевых фильтров. Но перед их использованием следует внимательно ознакомиться с требованиями автопроизводителя, так как эти масла подходят не для всех двигателей.
В класс АСЕА Е входят следующие категории масел:
Е4 — моторные масла для дизельных ДВС, работающих в очень тяжёлых условиях. Они подходят только для двигателей, которые не оборудованы сажевым фильтром, а также для некоторых агрегатов, оснащенных системами снижения выбросов оксидов азота и рециркуляции выхлопных газов.
Е6 — масла для дизельных двигателей, работающих в очень тяжелых условиях. Они подходят для агрегатов с сажевыми фильтрами и без них, а также совместимы с системами снижения выбросов оксидов азота и рециркуляции выхлопных газов. Применение масел категории E6 строго обязательно для всех дизельных двигателей с сажевыми фильтрами, которые работают на низкосернистом топливе.
Е7 — масла используются в дизельных двигателях, работающих в тяжелых условиях. Их рекомендуется использовать в ДВС без сажевых фильтров и агрегатах с системами снижения выбросов оксидов азота и рециркуляции выхлопных газов. Масла обеспечивают чистоту поршней и предотвращают полировку стенок цилиндров.
Е9 — масла для дизельных двигателей, работающих в тяжелых условиях. Их можно использовать как в агрегатах, оснащенных сажевыми фильтрами, так и без них. Они также совместимы с системами рециркуляции выхлопных газов и снижения выбросов оксидов азота. Такие масла рекомендуется применять в двигателях с сажевыми фильтрами, которые работают на низкосернистом топливе. Обеспечивают чистоту поршней и предотвращают полировку стенок цилиндров, подходят для дизельных ДВС, соответствующих стандартам от EURO-1 до EURO-6.
Нашёл несколько обновлений в стандартах, приведу их все здесь.
API SP — введён в мае 2020 года. Масла SP превосходят категории SN и SN+ по следующим критериям: защита от износа цепи ГРМ, защита от высокотемпературных отложений на поршне, защита от высокотемпературных отложений в турбокомпрессоре, защита от неконтролируемого преждевременного воспламенения топливовоздушной смеси, низкотемпературная фильтруемость, запас антикоррозионных свойств для совместимости с биотопливом.
API CK-4 – полностью основан на предыдущем CJ-4, но превосходит его по следующим критериям: защита от полировки гильзы цилиндра, совместимость с сажевыми фильтрами, защита от коррозии, предотвращение загущения от окисления, защита от высокотемпературных отложений, защита от воздействия сажи, противоизносные свойства.
API FA-4 — категория предназначена для дизельных моторных масел SAE xW-30. Такие масла разработаны специально для использования в высокоскоростных четырёхцилиндровых двигателях, имеют хорошую совместимость с каталитическими нейтрализаторами и сажевыми фильтрами. Предназначены для новых двигателей с конца 2016 года. Масла API FA-4 не рекомендуется для использования с топливом, содержащем более 0,0015% серы по массе. API FA-4 не является обратно совместимым с предыдущими спецификациями API CK-4, CJ-4, CI-4 Plus, CI-4 и CH-4 из-за более низкой вязкости.
АСЕА А7/В7 (апрель 2021) — стабильные моторные масла, неизменно сохраняющие рабочие свойства на протяжении всего срока службы. Предназначены для использования в двигателях легковых и лёгких грузовых автомобилей, оснащённых непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом, с увеличенными интервалами обслуживания. Схожи с маслами А5/В5, дополнительно обеспечивают защиту от малоскоростного предварительного зажигания, износа и отложений в турбокомпессоре. Масла стандарта АСЕА А7/В7 не подходят для использования в некоторых двигателях.
АСЕА Е8 — заменяет Е6 и относится к малозольным маслам, средней вязкости. Стабильные масла с постоянными свойствами, обеспечивающие превосходный контроль чистоты поршней, износа. Рекомендуются для высокофорсированных дизельных двигателей, отвечающих требованиям вплоть до EURO-6 и работающих в очень тяжёлых условиях. Качество Е8 настоятельно рекомендуется для двигателей, оснащённых сажевыми фильтрами и предназначено для использования с дизельным топливом с низким содержанием серы.
АСЕА Е11 — с 2022 года заменяет категорию Е9. Масла Е11 относятся к среднезольным, средней вязкости. Стандарт Е11 описывает стабильные масла, обеспечивающие эффективный контроль чистоты поршней и полировки каналов цилиндров. Рекомендуется для высокофорсированных дизельных двигателей, отвечающих требованиям вплоть до EURO-6 и работающих в тяжёлых условиях. Оно подходит для двигателей с сажевыми фильтрами или без них, а также для большинства двигателей с рециркуляцией отработавших газов и для большинства двигателей, оснащённых системами снижения выбросов.
Вот, пожалуй, и всё. Подытожим. SAE несёт очень мало информации о моторном масле. Необходимо узнать, какое моторное масло стандартов API и(или) АСЕА рекомендует автопроизводитель вашего автомобиля и использовать только его. В идеале зимой использовать зимние масла, а летом — летние, если всесезонные, то выбирать масло соответствующей вязкости. И вот ещё что, намеренно или нет, но в основном рекомендуют менять масло при стольки-то километрах пробега, а это не правильно — для двигателя важен не пробег автомобиля, а его собственная наработка в моточасах. Но посчитать их сложно, ведь М (моточасы) = S (путь) : V (скорость), и если расстояние нам известно, то скорость постоянно меняется, а в пробках мы стоим, но моточасы набегают. Примерно, можно исходить из следующего — если ездим много и на короткие расстояния, то сокращаем рекомендованный интервал в полтора раза; если ездим много, на короткие расстояния, в постоянных пробках, то сокращаем рекомендованный интервал замены масла вдвое.
Не знаю как для наших автомобилей, а для иномарок существует ещё и допуск по маслу. Это когда автопроизводитель рекомендует то или иное моторное масло, того или иного производителя к использованию на своём автомобиле. Эту информацию нужно искать в руководстве к своему авто, на сайте автопроизводителя, на сайте производителя моторного масла.
Всё это может показаться сложным. Я сделаю так — в записную книжку запишу рекомендованные для моего автомобиля масла; в магазине достаточно посмотреть на этикетку на канистре или бочке с маслом, чтобы понять, подходит оно мне или нет. Теперь это уже не сложно.
Эта статья имеет информационно-справочный характер. Возможно, какая-то информация уже изменилась и не актуальна. При желании узнать больше, обращайтесь к интернету.
Всего хорошего, до новых встреч.